История происхождения одомашнивания собак.

     Первым одомашненным животным видом были волки, ставшие собаками. Поначалу они служили помощникaми при охоте, позже исполняли и сторожевые функции. Первое свидетельство о "сотрудничестве" человека и собаки (отпечаток собачьей лапы) датируется 22-ым тысячелетием до н. э. Подсчёты на генетической основе указывают на то, что собака и волк окончательно разделились около 125 тысяч лет назад, хотя собака стала спутником человека гораздо раньше. В мире существует около 400 пород собак. Все породы собак выводились для определенных нужд человека. Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Впоследствии сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее — декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация пород собак является в значительной степени условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак радикально изменилась. В наибольшей степени это относится к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки-проводники слепых и т. п.). В основном породы сгруппированы по типологическому признаку или по характеру их применения, например комнатно-декоративные или подружейные собаки.

     Служебные собаки - группа пород, которые используются человеком для какой-либо работы. Наиболее характерными для них признаками являются недоверчивость к посторонним, злобность, чуткость, смелость, агрессивность.  К собакам служебных пород относят немецкая, кавказкая, среднеазиатская, южнорусская овчарки, шотландская овчарка-колли, эрдельтерьер, ротвейлер, черный терьер, московская сторожевая, ризеншнаудер, доберман, боксер, дог и другие.

      Охотничьи собаки -  большая группа собак, использующихся преимущественно для различных видов охоты. Их общим признаком является сильно развитый охотничий инстинкт. Формирование этих пород происходило под влиянием возникновения разных способов охоты. Поэтому собаки делятся на борзых, гончих, норных, легавых.

     Декоративные собаки – служащая для украшения – говорит сама за себя. Различного телосложения, величины и всевозможных окрасов, такие собаки призваны радовать глаз. Их роль, в основном чисто эстетическая. Однако  ценность этих собак заключается еще в том, что для одинокого человека они могут быть единственным  близким другом, а в семьях где есть дети, животные по мере своих сил принимают участие в воспитательном процессе. К декоративным породам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау и т д.

Кинологические организации признают разное количество пород, различается и число групп.


Типы темперамента  собак.

     Как и у людей, у собак выделяют 4 типа темперамента – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но, безусловно, влияет на поведение собаки.


Холерик (возбудимый тип).

     Собаки этого типа, как правило, неуравновешенные, легковозбудимые, безудержно смелые. Зачастую агрессивны. Собака - холерик легко поддаётся дрессировке, быстро запоминает команды. Однако рефлексы торможения, то есть способности сдерживать свои порывы, вырабатываются у них с трудом. Собаки этого типа склонны к нервным расстройствам, следует учитывать эти особенности. Вследствие ошибок в работе, собака может стать неуправляемой.  Нужно всегда быть начеку, иметь запас мер пресечения нежелательного поведения, если собака выходит за рамки дозволенного.


Сангвиник (подвижный тип).

     Этот тип характера маленькой собаки лучше всего поддаётся воспитанию и дрессировке. Как и собака холерического типа, пёс-сангвиник легко усваивает новое, но при этом имеет уравновешенный характер и хорошо развитые рефлексы торможения. Конечно, и этому типу характера свойственна игривость и живость, но собака-сангвиник не склонна к агрессии и перепадам настроения.


Флегматик (инертный тип).

    Собакам такого типа свойственна удивительная выдержка и внешнее спокойствие. Не стоит недооценивать  собаку-флегматика, думая, что она эмоционально холодна. Это большая ошибка. Собаке инертного типа свойственны сильные эмоции и глубокие переживания, но они остаются на дне души, редко выплёскиваясь наружу. Если Вы подберёт ключик к душе  питомца, то получит в его лице преданного друга.


Меланхолик (тормозной тип).

     Собаки этого типа имеют абсолютно разбалансированное соотношение реакций возбуждения и торможения. Резкий звук, голос могут довести собаку до ступора, обморока и нервного срыва. Эти нервные реакции носят отнюдь не временный характер. Психика и нервная система этого типа  собаки хрупка и нуждается в том, чтоб её оберегали. Как правило,  собаки такого типа становятся «декоративными» питомцами.

     Тип темперамента собаки очень важно учитывать при работе в зоогостинице, выборе метода ухода за ними. Поняв  собаку, вы сможете почувствовать, как именно на неё необходимо воздействовать, чтобы добиться желаемого. Гораздо интереснее не лезть напролом, применяя шаблонные методы, а суметь найти подход в собаке, заинтересовать её в ваших совместных занятиях.


Особенности темперамента собаки.

    Кроме типов темперамента, существуют также и другие особенности характера  собак, которые прямо или косвенно влияют на их способности к  адаптации в новых для нее условиях. Давайте обратим внимание на такие важные свойства характера.


Интроверсия – экстраверсия.

    Очень важно понять, кто  собака: интроверт (ориентирована внутрь себя, на одиночество) или экстраверт (ориентирована на общение, внимание к себе). Собака экстраверт будет с радостью выполнять команды, желая угодить работнику, а собака-интроверт в силу своей пугливости может иметь проблемы с такими командами, как «Место!» или отказаться выполнять давно знакомые простые команды. Собаки-интроверты не очень хорошо  проходят период адаптации в зоогостиницах, это может оказаться  сильнейшим стрессом для их психики.


Способность доминировать.

    Выясняем у хозяина собаки кто лидер или подчиненный. От того, насколько правильно вы сумеете определить это, зависит весь успех в дальнейшей работе с нею.  Вы будете знать, к каким проблемам себя готовить в процессе  работы. Так, собака-лидер, скорее всего, неохотно будет выполнять команды, требующие её подчинения: «лежать», «место». Это претит её стремлению доминировать. В то же время собака-подчинённый элементарно выполнить ту же команду, поскольку эта команда не ущёмляет её гордости.

    Для того чтобы процесс адаптации собаки – был успешным, необходимо учитывать весь комплекс факторов, которые формируют психотип собаки.

Конечно, для того, чтобы определить психотип собаки, необходимо поработать с ней рядом какой-то промежуток времени. Сразу проникнуть в глубины души не удастся. Но если  суметь разобраться в психотипе собаки,   найти с ней общий язык, прийти к пониманию друг друга, проникнуться искренней любовью.


Черты характера собаки.

     По поведению собак можно подразделить на следующие категории: слишком дружелюбная, нервная, обычная, своенравная, робкая (боязливая, пугливая), кусающаяся и, наконец, агрессивная. Собака может и будет переходить из одной категории в другую, будучи сначала слишком дружелюбной, а затем, обретая нормальную реакцию, - становясь обычной, или, наоборот, превращаясь постепенно в агрессивную собаку

В начале  работы перед нами стоят две задачи: во-первых, определить должным образом и честно, к какой категории поведения относится  собака, и, во-вторых, определить степень послушания, с тем чтобы в конечном итоге собака стремилась к нормальному поведению, независимо от того, какой она была вначале. Главное достоинство профессионального работника собак состоит в том, что он может установить цель с учетом отклонений в поведении или личности и быстро свести на нет, устранить эти проблемы.

     Обычная средняя собака спокойна и дружелюбна. Она вас слушается не из страха, а из искреннего желания угодить вам и добиться вашего расположения. Для нее важно, что вы о ней думаете, и ей льстит ваше внимание. Ее не слишком возбуждают шумы, звонки в дверь или незнакомые люди. Ее поведение приемлемо в любой обстановке. У нее стабильная личность. Она идеальный партнер.

     Слишком дружелюбная собака приходит в неистовство, когда слышит лай других собак, и начинает носиться по вольеру. Она старается лизнуть каждого, кто по крайней мере хоть чуть-чуть выражает ей свою доброжелательность. Ее просто акробатические движения напоминают гигантскую игрушку на пружине, которую непрестанно крутят.

     Нервная собака является утрированной разновидностью слишком дружелюбной собаки. Она очень настороженная. Она испытывает беспокойство, услышав незнакомый звук. Она всегда реагирует на хлопушки или гром. Вы можете наблюдать, как сильно она дрожит. У нее может усилиться сердцебиение. Она может попытаться залезть к вам на колени в поисках участия и защиты или может, дрожа, забиться в угол, подальше от всех. Она может также скулить или выть от страха и беспокойства. Иногда это сопровождается колитом, мгновенно вызывая расстройство желудка. Шерсть на спине может встать дыбом, от беспокойства и страха она может даже укусить. Когда приходят незнакомые люди, она бывает страшно возбуждена. Она начинает громко лаять, предупреждая вас о присутствии чужих. Полезно выяснить, почему она так себя ведет. Но еще важнее понять, что ее определенное поведение позволяет отнести ее к какой-то категории, что обеспечит более эффективное проживание в зоогостинице.

     Своенравная собака пытается делать то, что ей хочется и когда ей хочется. Когда вы постараетесь убедить ее слушаться вас, она отвечает вам такой же реакцией, как буйный ребенок. Она ничего не делает ради вашей похвалы - только их страха, что вы ужесточите свои требования. Этот протест не является ее глупостью, как все обычно думают. Она достаточно умна, чтобы не делать то, что можно не делать. Своенравная собака временами может быть очень милой, когда от нее ничего не требуется, или же она может все время оставаться сдержанной. Она может быть упрямой и сопротивляться, когда ее приучают проситься, и быть вообще неуправляемой.

Психическое развитие собаки.  

Всякое животное в своем психическом развитии проходит несколько характерных этапов. Первый этап, закладывающий основу дальнейшего развития, - возраст 1-2 месяцев. В этом возрасте происходит накопление информационной базы, составляющей основу фактографического уровня, - тезауруса. Животное осознает окружающий мир в присущих ему проявлениях. Достаточность информации определяет в дальнейшем новизну ситуации. При малом тезаурусе новизна и объем поступающей информации возрастают, а следовательно, увеличиваются сила эмоций и опасность стресса.

Следующий этап наступает в 3-4 месяца - это возраст первичной видовой социализации, или "возраст страхов". В этом возрасте формируется стереотипный и закладывается критериальный уровни психики. При дефицитарном развитии уменьшается чувство защищенности и снижается самооценка. Повышается значимость получаемой информации, то есть ситуация оценивается как угрожающая. Стрессы обусловлены предыдущим периодом (достаточностью информации), а следовательно, новизной ситуации; они закрепляются сильно и надолго. Возникают конкретные страхи, связанные с транспортом, громкими звуками и т.д., и даже подлинные фобии. В этом возрасте сила стресса очень велика, чему способствует возрастной пик возбудимости и восприимчивости.

Третий этап наступает в 6-8 месяцев - это возраст формирования критериев поведения. В этом возрасте окончательно оформляется критериальный уровень и закладывается модальный. Дефицит информации, включающей в себя правила поведения, вызывает уменьшение чувства защищенности. Самооценка страдает опосредованно, за счет недовольства старших, в том числе хозяев. Сила эмоций резко возрастает, что ведет к стрессу. Здесь большое значение имеет дисциплинарный фактор. Дефицит вызывает эмоциональный дисбаланс. Если владелец поддерживает его своими эмоциями, то поведенческие реакции становятся непредсказуемыми и неуправляемыми, что ведет к возникновению хронических стрессов.
Наконец, в 8-11 месяцев наступает период "возрастного бунта", когда происходит окончательная видовая и межвидовая социализация. Окончательно формируется модальный уровень психики. Собака устанавливает свое место в стае (в том числе и временной), куда входит и человек. Самооценка в этом возрасте неустойчива и страдает при любых неправильных действиях хозяев. Появляется большой объем информации, связанной с изменением социальных отношений. Следовательно, растут показатели новизны и объема информации. Значимость информации также увеличивается, появляются социальные и сексуальные мотивации. Резко растет сила эмоций, что наносит ущерб доверию к хозяевам.

Формирование высших уровней происходит не у всех собак, зачастую уже во взрослом возрасте, и зависит от отношений с партнерами.


Психологические аспекты проблем содержания

животных и    взоимодействия с ними.

  Психическим способностям животных уделяли много внимания уже античные мыслители. Зарождение в конце 18 - начале 19 веков научной зоопсихологии связано с именами французских учёных Ж. Л. Бюффона и Ж. Б. Ламарка, а позже - Ч. Дарвина (Великобритания). В конце 19 - начале 20 веков в европейской и американской зоопсихологии преобладали антропоморфические идеалистические и вульгарно-материалистические взгляды на психическую деятельность животных. В России основоположниками научного изучения психической активности животных были К. Ф. Рулье и В. А. Вагнер, положившие в 19 веке начало материалистическому эволюционному направлению в зоопсихологии.     Современное материалистическое понимание психики животных исходит из диалектического единства поведения и психики и основано на строго объективном анализе деятельности животных с учётом экологических, физиологических особенностей изучаемого вида.

Наш современный образ жизни, высокие темпы процессов непосредственно отражаются на качестве жизни нашей собаки, а в результате мы сталкиваемся с проблемами поведения. Недостаток психических и физических воздействий - серьезная проблема. Постепенно дефицит общения вызывает у собаки стресс, который сопровождается поведением, направленным на преодоление стресса.

      Психология животных, отрасль психологии, изучающая психику животных, её проявления, происхождение и развитие в онтогенезе и филогенезе. Важная задача зоопсихологии - изучение биологических предпосылок и предыстории человеческого сознания. Зоопсихология тесно связана с экологией, этологией, нейрофизиологией, физиологией высшей нервной деятельности и органов чувств и другими науками.
     Актуальность проблемы владельцев, связанные со стрессом заключается в том, что у людей стресс является причиной нездоровья. Врачи общей практики считают, что стресс - основной фактор, вызывающий болезнь примерно в 70% случаев. В некоторых районах, особенно в городах, эта цифра достигает 80-85%. Стресс истощает иммунную систему организма, из-за чего он становится открытым для воздействия всевозможных инфекций. На восстановление организмом запаса сил для сопротивления стрессу уходит долгое время. Длительный стресс может явиться причиной или спровоцировать “запуск” смертельных болезней; с ним также связано большинство эмоциональных расстройств: депрессия, тревожность, хронические состояния возбуждения и более серьезные психические заболевания. Многие стрессовые ситуации, возникающие в наше время, создаем главным образом мы сами. Наш образ жизни таков, что мы пытаемся успевать все сразу. Доктора прописывают нам лекарства для облегчения симптомов, и почти всегда они советуют взять отпуск, отвлечься от коренной причин стресса. Собаки не могут взять  отпуск, но они тоже страдают от стресса. Разница в том, что не они сами доводят себя до этого состояния. Оно в основном является результатом образа жизни.

Стресс является признанной причиной как физических, так и психологических проблем у людей. Но когда речь идет о собаках, мы склонны считать, что у них нет эмоций, что они что-то вроде машин, и если мы скажем: “Сделай то-то!” - они выполнят команду. Мы должны помнить, что человек и собака так хорошо уживались на протяжении десятков тысяч лет        прежде    всего            потому,      что наши   ценности и     социальные структуры очень схожи между собой.  В отечественной науке принято понимать феномен поведения («психическую деятельность» по К.Э. Фабри) как две дополняющие друг друга предметные области, относящиеся к двум наукам — зоопсихологии и этологии:

1) Предметом зоопсихологии является специфические психи­ческие свойства, обеспечиваемые присущими им нейробиологическими механизмами, проявляющимися во внешней активности у разных групп животных. При этом внимание сосредоточено на за­кономерностях развития психики как в ходе эволюции, так и в индивидуальном развитии, а по сути — на сопоставлении спектра психических возможностей разных биологических видов.

2) Предметом этологии стали непосредственные акты внешней активности — законченные, координированные действия животных, связанные некоей целесообразностью. Этологов интересуют вопло­щённые формы поведения и они избегают апелляции к психике.

Разумеется, что специалисты в названных областях помнят И. М. Сеченова о том, что психика зарождается и умирает вместе с движением и поведением. Но фактически представители этих на­правлений способны работать в «параллельных мирах», не очень-то обращая внимание друг на друга.


   Стресс у животных. Его типы. Профилактика.

   Стресс – это состояния напряжения возникающее у домашнего животного под влиянием сильных воздействий; неспецифическая (общая) защитная физиологическая реакция организма.

     Причинами стресса являются сильные физические и нервно психические нагрузки, охлаждение или перегревание организма, шумовое воздействие, боль и другие факторы (стрессоры). Стресс, или общий адаптационный синдром, - это общая защитная реакция организма на различные раздражители. Эмоциональный стресс - ответная реакция на перенапряжение нервной системы.Стресс как правило, это понятие хоть и было в лексике зоопсихологов, но на него не обращали должного внимания. Компоненты поведения собаки, вызванные стрессом, были практически не изучены. Только в 2002 году немецкими кинологами, на основании специального исследования, был составлен перечень видов поведения, вызываемых стрессом, а также составлен перечень причин, которые даже в повседневной жизни вызывают у собаки стресс. Было доказано, что множество проблем поведения появляется именно из-за стресса или являются элементарным выражением стресса. Поскольку восприятие собаки сильно отличается от восприятия хозяина, хозяин не способен воспринять источник стресса как таковой без специального знания о мире ощущений своего питомца. Например, даже слишком положительные события в жизни собаки, такие как, например, постоянные прогулки, чрезмерно продолжительные ласки и игры, постоянное внимание, также могут стать источником стресса. Итак, первым пунктом в любом анализе поведения является выяснение вопроса, находится ли собака в состоянии стресса. На этот вопрос можно легко ответить, если сравнить проблемное поведение собаки с обычным перечнем проявлений стресса у собак, а также проанализировать условия ее содержания на наличие источников стресса.

     Известно, что стресс играет немаловажную роль в патогенезе различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Проходя в своем развитии три стадии, стресс вызывает перенапряжение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, и, как следствие, всех защитных функций организма. Таким образом, истощение защиты облегчает действие причины заболевания.

Установлена связь силы эмоций, а следовательно, и силы стресса с факторами, определяемыми жизненным опытом собаки. Основная задача в профилактике эмоционального стресса - снижение силы эмоций, приводящих к нему. Это может быть достигнуто снижением новизны информации, то есть расширением информационной базы. С другой стороны, оценка ситуации также обусловлена накопленным опытом.

Опыт работы с собаками  показывает, что в большинстве случаев аномалии поведения и психики обусловлены новизной получаемой информации при низкой оценке безопасности. Такое положение складывается при развитии в информационно обедненной среде.

   У взрослых собак стресс проявляется в двух формах:

- положительной

- отрицательной.

     Отрицательный стресс. Он может проявляться в разных формах: это прижатые уши, расширенные зрачки, тяжелое дыхание или слюнотечение, потные лапы, лежание на полу в застывшей позе, избыточное выпадение шерсти и, в тяжелых случаях, мочеиспускание как признак покорности. Имеется только одно средство, и оно состоит в том, чтобы удалить собаку из этого окружения и быстро отвлечь с помощью какого-нибудь приятного занятия. Думать, подобно многим дрессировщикам, что собака просто “должна привыкнуть” к окружению, не менее вредно, чем сам стресс, проявления которого отмечаются у собаки, и результат такого подхода будет противоположен ожидаемому.

     Положительный стресс. Его гораздо труднее распознать и легче отнести на счет непослушания - таков, кстати, стандартный диагноз в большинстве клубов собаководов. Единственный способ различить положительный стресс и непослушание - понаблюдать за собакой некоторое время. Непослушный пес будет скорее всего вести себя все время одинаково. Собака в состоянии стресса, напротив, вдруг начинает вести себя так, как ведет себя гиперактивный щенок, когда вы настаиваете на выполнении какой-нибудь команды. Она бегает вокруг кругами, приглашает вас поиграть, припадая на передние лапы и подняв зад, и чем больше вы стараетесь успокоить собаку, тем глупее становится поведение. Ее почти невозможно поймать, а если это все же удастся, поведение собаки будет варьировать от покорности до гиперактивности. В этом случае положительным средством будет удаление собаки из обстановки, вызвавшей стресс. Может также помочь изменение метода дрессировки. Понятие стресса введено Г.Селье, который понимал стресс как общий адаптационный синдром - существенно, что он рассматривался как неспецифическое воздействие сильных раздражителей на организм в целом. В более узком, обиходном смысле слова стресс понимается как некий отрицательный результат сильного эмоционального воздействия. Придерживаясь первоначального определения и пользуясь современными достижениями, можно предложить несколько параллельных способов классификации стрессов.

По вызывающим его причинам (этиологии) стрессы можно разделить на физические, химические и т.д., и в том числе эмоциональные. Такой подход до некоторой степени аналогичен классификации травм в хирургии: ведь стресс обусловлен теми же факторами, что и травмы.

С другой стороны, стрессы по патогенезу можно условно подразделить на физиологические и психические. Физиологический стресс действует на уровне объективно-физиологических факторов (голодание, переохлаждение), а психический - на уровне оценки создавшейся ситуации, то есть психики и поведения. Нас интересует психический стресс и возможности адаптации психики.

По характеру течения  стрессы подразделяются на:

-  острые,

 - хронические.

 Острый стресс, по определению, проявляется немедленной поведенческой реакцией.

Хронические стрессы возникают в случае, когда адаптация не реализуется.

 Они подразделяются на:

 - перманентные (процесс адаптации закончен, но эффективное поведение не выработано),

- кумулятивные   (поиск      эффективного     поведения      продолжается, не давая результата).
     Еще одно важнейшее направление исследования представляет собой разработка типологии стрессов по обуславливающим их нарушениям структур психики, а также сопоставление характера и тяжести реактивного состояния с особенностями развития животного.
Тяжесть реактивного состояния очевидным образом связана с сиюминутным психофизиологическим статусом животного. Эта связь важна для определения источников и форм стресса.
Течение развившегося стресса зависит также от физического состояния животного. Наблюдения из практики показывают, что между отклонениями в физиологическом развитии на определенном этапе и дальнейшим возникновением и течением стресса существует прямая зависимость. Эта взаимосвязь определяется, в частности, через влияние физического развития собаки на ее самооценку, а также через зависимость характера реакций от типа высшей нервной деятельности животного.

Исходя из модели психики (СИМ) и "формулы стресса" можно развить систему классификации стрессов.

 Психические стрессы подразделяются по уровням психики, нарушения в которых служат причиной стрессов, и тем уровням, за счет которых реализуется адаптация. В обозначении типа стресса первая цифра означает уровень, дефект которого послужил причиной стресса, а вторая - уровень, за счет которого реализуется адаптация.
     К стрессам первого уровня относятся явления, вызванные информационной недостаточностью. Так, собака, не имеющая представления о транспорте, будет испытывать стресс, связанный с увеличением новизны и объема поступающей информации. В результате растет сила эмоций, а значит, и тяжесть стрессового состояния. Стрессы, при которых адаптация реализуется за счет первого уровня (что становится возможным при помощи человека, обеспечивающего развитие и заполнение соответствующих структур), относятся к типу 1-1. При наличии помощи извне такой стресс, вероятно, завершится быстро и результативно.

Однако адаптация к данной ситуации может реализоваться за счет второго, стереотипного уровня, когда (при отсутствии адекватной помощи извне) закрепляется стратегия поведения, не полностью разрешающая ситуацию, но по каким-либо причинам оказавшаяся субъективно эффективной. Такой стресс относится к типу 1-2. Стресс этого типа с большой вероятностью приобретет хроническую, перманентную форму.

Стрессы второго уровня обусловлены недостатком информации для оценки сложившейся ситуации и отсутствием необходимых стереотипных (автоматизированных) форм поведения. Любая ситуация, не отраженная на стереотипном уровне и не имеющая эффективных поведенческих форм для выхода из нее, воспринимается как угрожающая. При этом растет значимость поступающей информации и падает самооценка. Теоретически возможно, но маловероятно развитие стресса по типу 2-1, когда адаптация идет за счет подробного анализа ситуации с привлечением информации первого уровня. Этот вариант требует привлечения определенных ресурсов, но успешно завершается, сохраняя форму острого течения.

При вмешательстве человека может заполняться второй уровень, тогда адаптация происходит за счет дополнительных стереотипов. Такой стресс относится к типу 2-2 и завершается достаточно быстро выработкой необходимой стратегии поведения.

Без посторонней помощи в выработке нужного поведения и выборе адекватных форм адаптация может затянуться или закончиться безрезультатно. Такие стрессы отнесены к типу 2-3. Стресс приобретает хронический характер, главным образом кумулятивный.

Стрессы третьего уровня вызваны недостатком критериев выбора поведенческих стереотипов. При этом растет значимость информации: ситуация оценивается как угрожающая; одновременно страдают самооценка и, через конфликт с хозяином, чувство защищенности. Аналогично второму уровню, здесь теоретически возможна адаптация за счет нижнего уровня, по типу 3-2. При этом недостаток критериев компенсируется перебором большого количества сходных стереотипов. Этот вариант требует времени и, вероятно, завершится за несколько подходов. Возможно, что такой стресс приобретет хронический характер.

Вариант, при котором адаптация реализуется за счет заполнения критериального уровня с помощью человека, относится к типу 3-3. Если вмешательство адекватно ситуации, она способна разрешиться сравнительно быстро, не переходя в хроническую форму.
При отсутствии помощи адаптация может происходить за счет попытки взаимодействия с объектом, то есть средствами четвертого уровня. Такой вариант обозначается как 3-4. Взаимодействие может сводиться к избеганию, агрессии или любым другим проявлениям, для которых характерна острая эмоциональная перегрузка. Процесс адаптации может затягиваться, принимая хроническую форму с тяжелыми последствиями.
Стрессы, связанные с нарушениями высших уровней психики, более сложны для описания, так как обусловлены взаимодействием с другими собаками или людьми.

    В исключительных случаях возможна адаптация за счет несмежных уровней психики, но их рассмотрение не входит в задачи данной работы.   

Установлена связь силы эмоций, а следовательно, и силы стресса с факторами, определяемыми жизненным опытом собаки. Основная задача в профилактике эмоционального стресса - снижение силы эмоций, приводящих к нему. Это может быть достигнуто снижением новизны информации, то есть расширением информационной базы. С другой стороны, оценка ситуации также обусловлена накопленным опытом.


Материал предоставлен из курсовой работы «Обучение специалистов зоогостиниц основам зоопсихологии  в аспекте профилактики стрессов у домашних животных, помещенных на временное содержание»  Григорьевой Елены Николаевны.

 

  • Просмотров: 4186
Karl
  • Комментариев: 0
  • 14 августа 2012 11:41
| ||
It's wnoedrful to have you on our side, haha!
ljrcxdj
  • Комментариев: 0
  • 14 августа 2012 19:06
| ||
dZjsMk <a href="http://odglvornrkwo.com/">odglvornrkwo</a>
lrbdmvju
  • Комментариев: 0
  • 15 августа 2012 19:15
| ||
bmtH3s , lejxtoranpmq, [link=http://dajzuaqdrreo.com/]dajzuaqdrreo[/link], http://mcoqiemmjoyr.com/
ueojjm
  • Комментариев: 0
  • 16 августа 2012 09:01
| ||
pCuyth <a href="http://vcuuidcyigqc.com/">vcuuidcyigqc</a>
obabimadfnx
  • Комментариев: 0
  • 16 августа 2012 21:42
| ||
XF4xHM , wfwnjljcyljn, [link=http://cqogddsshroe.com/]cqogddsshroe[/link], http://yhkukpulmmxg.com/
ГДЕ НАС НАЙТИ
Наши контакты:
г. Южно-Сахалинск, ул. 4-я Заречная 63 (р-н Аэропорта)
тел: 29-31-33
тел: +7(914)759-31-33
РЕКЛАМА


ГОЛОСОВАНИЕ
 

Оцените работу нашего центра

Лучший из лучших
Супер
Устраивает
Встречал и получше

 
 
посещаемость
КАЛЕНДАРЬ
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30